Блог автоэлектрика
Многие владельцы современных автомобилей, окружая своего железного друга заботой и вниманием, свято верят, что табун лошадей, спрятанный под капотом, нужно нагружать не больше, чем собачью упряжку.
Поэтому на педаль газа давят нежно и совсем чуть-чуть, не боясь при этом, что их может обогнать и "подрезать" асфальтоукладчик. И совсем не подозревают, насколько дорого им эта забота может стоить...
При таком стиле езды в условиях городских пробок, в выхлопных газах любого, даже практически совершенного дизельного двигателя, количество сажи будет критичным, хотя в современном автомобиле навскидку не просто определить цвет выхлопных газов, так как они минуют каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр. Малая скорость и низкая температура выхлопных газов с увеличенным содержанием сажи приводят к следующим последствиям:
- Забивание сажей зазоров между корпусом турбины и лопаток управления наддувом в турбонагнетателе и их подклиниванию (как следствие - малое количество воздуха, поступающего в цилиндры). Отсюда потеря мощности и еще большее образование сажи.
- Преждевременное закупоривание катализатора и сажевого фильтра. Выхлопные газы «подпирают» двигатель, и нарушается вентиляция цилиндров. Мощность и крутящий момент двигателя падают, автомобиль «перестает ехать», и увеличивается образование сажи.
При работе двигателя на низких оборотах, задействуется система рециркуляции выхлопных газов (EGR). То есть, часть выхлопных газов поступает через открытый клапан EGR во впускной коллектор.
Это нужно для уменьшения выбросов окислов азота в атмосферу. Вместе с выхлопными газами в систему впуска воздуха попадает сажа, где она перемешивается с картерными газами, состоящими из испаренных частиц моторного масла, отработавших газов и продуктов реакции моторного масла.
Сажа с картерными газами образуют липкую массу похожую на пластилин. Эта грязь забивает клапан EGR, и он заклинивает в открытом состоянии. После оседает на внутренних стенках впускного коллектора, что препятствует нормальному наполнению цилиндров воздухом.
Неполное заполнение цилиндра воздухом становится причиной дисбаланса между воздухом и топливом, приводит к отложению смолы на стенках поршня, накапливанию сажи и смолы в канавках поршневых колец, а также к залеганию (закоксовыванию) верхнего, а чаще всех компрессионных колец в поршне.
В конечном итоге нарастает прорыв газов в картер двигателя, увеличивается картерное давление, и через систему вентиляции картера всасывается в коллектор, тем самым провоцируя образование сажи и смолы в камере сгорания. Такой замкнутый круг довольно быстро приводит к необходимости капитального ремонта двигателя.
Основная ошибка водителя автомобиля с современным дизельным мотором - это езда «внатяг», как на старых дизелях. Такие автомобили предназначены для быстрой и динамичной езды, и их моторы должны «раскручиваться» так же, как и бензиновые двигатели.
Вялый старт со светофора, постоянное движение на оборотах ниже двух тысяч значительно увеличивает денежные вложения в ремонт автомобиля и сокращает период между ремонтами.
Не стоит забывать, что любая неисправность двигателя и его системы управления, вызывающая увеличенное образование сажи, приводит к таким же «последствиям», как и «пенсионный» стиль езды.
К сведению автомобилистов
- Резвый старт без фанатизма в условиях городской езды. Это требуется для продувки раскаленными выхлопными газами, вырывающимися с большой скоростью из двигателя, всех зазоров между движущимися деталями турбины от сажи, предотвращая их подклинивание.
- Езда с оборотами двигателя больше 2000 для создания условий, нужных для регенерации (очистки) сажевого фильтра.
- При таких режимах движения клапан EGR закрыт. Это значит что сажа не попадает в систему подачи воздуха.
- Периодически проводить компьютерную диагностику системы управления двигателя для выявления отклонений в работе двигателя на ранней стадии и их устранения.
- Периодически чистить клапан EGR для предотвращения его заклинивания.
Такие нехитрые действия позволят сэкономить ваши средства и оттянуть визит на СТО для серьезного ремонта автомобиля.